Часть 1. Навигатор Delorme Earthmate PN-40Зачем растр и почему DeLormeПро плюсы и минусы растровых и векторных карт написано уже много и повторяться не хочется. Отмечу только, что я целиком и полностью за векторные карты. С одной оговоркой. Если они есть и имеют достаточную степень детализации. А в нашей стране за вменяемые деньги хороших векторных карт нет, а то, что есть заслуживает названия максимум обзорной карты, а то и просто схемы, но никак не больше. За невменяемые деньги, не знаю, может и есть что-то более подходящее, но невменяемые деньги - это не для туриста. Короче, получилось так, что последние несколько лет карты для Garmin-ов я себе рисую сам. В основном, путем ручной векторизации гугловских космоснимков. Процесс небыстрый, трудоемкий, и в процессе подготовки прошлогоднего похода в Якутию он мне надоел окончательно. Поэтому где-то зимой голову посетила следующая мысль – а зачем векторизовать растр, если можно попытаться найти навигатор с поддержкой растровых карт? Тогда можно будет прямо в навигаторе использовать тот самый растр, который я руками векторизую. КПК меня, как альтернатива специализированному навигационному устройству не устраивает по причине нежности этих устройств, излишка функций, которые в навигаторе совершенно не нужны и вопросов, возникающих с электропитанием в походных условиях. В общем, решил я поискать навигатор с возможностью работы с растровыми картами. Сказано-сделано. Прощупывание рынка выдало следующий результат – таких навигаторов мало, но они есть. Сначала я посмотрел, что есть у Garmin-а. А есть у него навигаторы серии Oregon, где растр пока поддерживается только на уровне просмотра картинок. Хотя, судя по последней информации, у самого Garmin-а средства делать нормальные растровые карты для этих навигаторов имеются, они простому смертному недоступны. Вобщем, гарминовские приборы даже на попадают в круг рассматриваемых - пользовательские растры грузить нельзя, а векторный гармин у меня и так есть. Дальше идёт Магеллан со своей серией Triton. У них примерно та же ситуация, но формат растровых карт народ таки расковырял и программа для привязки и заливки растра уже есть, что хорошо. Ещё есть Bushnell, но там тоже нет возможности закачки пользовательских карт. В общем, при всем "богатстве" выбора, альтернативы не просматривалось. Я, было, уже всерьёз задумался о покупке Тритона, но тут мне попалась еще одна фирма-производитель, у нас достаточно мало кому известная. Это DeLorme со своей серией приборов Earthmate. Поизучав сайт Решить-то я решил, но вот досада - DeLorme в нашей деревне никто не торгует. Причем, совсем. Amazon к нам электронику не возит, а со всякими посредниками связываться не хотелось. Заказ напрямую у производителя Заказан был прибор Earthmate PN-40 ($400, версия с 1 Гб встроенной памяти) а также XMap 6 GIS Professional - программа, которая нужна для работы с пользовательскими растровыми картами ($200). Стоит заметить, что для тех, у кого прибор уже есть, XMap стоит вдвое дешевле - $100, но тогда заказ нужно оформлять по телефону, с чем возиться совершенно не хотелось. В целом на все ушло примерно недели три (с покупкой, доставкой, пересылкой по почте и прохождением таможни) и 20 марта навигатор прибыл в мои руки. Комплект поставки и характеристикиИтак, навигатор у меня, смотрим, что в коробке. Теперь о технических характеристиках навигатора. Посмотрим, что там за серьезный тул. :) Итак:
В общем, ничего лишнего, обошлось без звонилок и свистелок. Сразу обращает на себя внимание объем памяти, и карта на 1Гб в комплекте. Прибор явно разрабатывался и комплектовался с расчетом на то, что люди будут пользоваться растром. Отсюда же растут ноги и у наличия двухъядерного процессора, операции с растром вешь не быстрая, и именно на это было много нареканий у владельцев предыдущей модели навигатора - Earthmate PN-20. Цвет корпуса - ярко оранжевый. Это хорошо, прибор такого цвета хорошо заметен, его трудно будет оставить незамеченным при уходе со стоянки или потерять. По размеру PN-40 близок к мобильному телефону, но чуть шире, длинее и существенно толще. Несмотря на толщину, прибор удобно лежит в руке, нижняя поверхность, она же крышка батарейного отсека, обрезинена, также есть резиновая вставка в верхней части корпуса. Корпус сделан качественно, ничего не скрипит и не болтается. Крышка батарейного отсека крепится на двух винтах со скобками. Сам же батарейный отсек уплотнен дополнительной резиновой прокладкой. Под гнездом для батареек находится слот для карты SD. Стиль управления у PN-40 такой же как и у большинства навигаторов такого класса на рынке, отсюда и стандартный набор кнопок. Кнопки не очень крупные, но неудобств не вызвали, нажимаются четко, с характерным щелчком. Подсветки на кнопках нет. Навигационная клавиша восьмипозиционная, каждая позиция легко ловится пальцем благодаря тому же щелчку. Проверка работоспособности кнопок в аквапаке показала, что всё нормально, жить можно, кнопки успешно нажимаются. Экран небольшой, но тут уж ничего не поделать, уменьшение размера экрана – средство борьбы с энергопотреблением. С одной стороны, хотелось бы большего, но с другой стороны, должно хватить, в конце концов, у гарминовских eTrex-ов серии Vista экран по размеру и разрешению аналогичный. В остальном к экрану претензий нет, у него хорошая подсветка, да и на солнце он не слепнет. При ярком солнце подсветку можно вообще отключить – все будет видно и так. В целом впечатления от эргономики прибора положительные. Пока какого-либо дискомфорта использование устройства не вызвало. Но и опыт этот, собственно, пока небольшой. Из внешних разъемов у навигатора имеется восьмиконтактный разъем для подключения USB кабеля. Больше никаких внешних интерфейсов у прибора нет. Работать с оборудованием, поддерживающим NMEA он также не умеет. Еще одной проблемой может стать для кого-то недокументированность протоколов обмена данными с устройством, что ведет к тому, что ни одна сторонняя программа на данный момент не умеет обмениваться данными с PN-40, поэтому все придется делать из родного софта. Для меня лично всё это проблемой не является. Впрочем, есть информация, что авторы GPSBabel пытаются раскопать протоколы обмена. Теперь по поводу электропитания. Как уже говорилось, операции с растром - вещь накладная в плане вычислительных процессов. Поэтому в навигаторе применен аж двухъядерный процессор. Что, понятное дело, не могло не сказаться на энергопотреблении и, как следствие, времени работы от батареек. В форуме на сайте производителя есть ветка, в которой пользователи устройства делились результатами тестов на время жизни от одного комплекта элементов питания. В среднем получается, что от комплекта аккумуляторов прибор в нормальном режиме живет около 10 часов. Использование литиевых батареек и режима экономии энергии позволяет надеяться часов на 15. У меня у самого такого типа "тест" произошел случайно - уходя на работу я забыл включенный прибор на столе. Прием сигнала со спутников был отключен, батарейки уже несколько часов отработали на тот момент. Вернувшись где-то через 10 часов, я обнаружил, что навигатор еще жив, но сообщает о низком уровне заряда батарей. После этого батарейки отработали, кажется, еще пару часов. Сравнивая с Garmin 76CxПо сравнению с Garmin 76Cx, прибор от DeLorme выглядит немного меньше - он действительно меньше в длину и ширину, но где-то на сантиметр толще в районе батарейного отсека. Экран у гармина больше по размеру (2.2" против 2.6"), по разрешению примерный паритет (220x176 против 240x160), а вот по количеству отображаемых цветов PN-40 далеко впереди. Кнопки у 76Cx самую малость побольше, но тактильно мне кнопки PN-40 понравились больше. По весу навигаторы примерно одинаковы. Ожидаемое время работы от батареек у PN-40 примерно вдвое меньше, чем у данного гармина.
Встроенное ПОКо мне прибор попал с прошивкой версии 2.3. На момент приезда прибора в Москву последней официальной версией была 2.4. На данный же момент (май 2009г.) последней версией является 2.5. Прошивки 2.4 и 2.5 были загружены с сайта DeLorme и успешно прошиты в навигатор. В прошивке версии 2.5 из крупных изменений были добавлены функции для работы с данными сайта Вкратце пройдусь по основным экранам навигатора. Все скриншоты ниже получены непосредственно в навигаторе.
Также присутствуют экраны с отображением состояния солнца и луны, прогноз рыбалки/охоты и график приливов и отливов. К сожалению, последний для нашей страны бесполезен. В целом, конечно, это вам, что называется, не гармин. Тема отсутствия звонилок и свистелок продолжена и в интерфейсе - здесь нет всяких красивых иконок в меню, большая часть информации представлена текстом и графикой с минимальными наворотами. Основные функции, однако, на месте. Но есть и кое-что, чего, на мой взгляд, не хватает:
Тестирование в реальных условияхНу и, в заключении первой части обзора, немного про тестирование прибора в действии. Тестов было два. Первый - сравнение с Garmin 76Cx в одинаковых условиях при записи трека в лесу, второй - использование в условиях, что называется, приближенных к боевым. Условия первого теста были одинаковыми для обоих навигаторов - они лежали рядом в клапане рюкзака и писали трек. Сравнение записи треков в лесу показало, что ловит спутники, да и держится за них PN-40 несколько лучше, чем 76CX, трек пишется более ровный. У гармина явно заметны "выбросы" в сторону, характерные для SirfStar III в условиях, когда прием спутников не очень хорош и ловится отраженный сигнал. Был также момент, когда я нарвался на один из глюков актуальной на тот момент прошивки PN-40 - после потери спутников прибор никак не мог их нащупать, но после выключения/включения сразу быстро всё нашел. Гармин, правда, в этом месте тоже отличился, он вообще потерялся и так и не смог нащупать спутники до выхода на открытое место. Описанная проблема в прошивке PN-40 производителю известна, и похоже, что в новой прошивке версии 2.5 предприняты меры по её устранению. Второй тест был предпринят в трехдневном походе. Целью было проверить работу и энергопотребление навигатора в том же режиме, в котором обычно использую гарминовский прибор. Навигатор работал от комплекта литиевых батареек, был включен режим экономии энергии, с этой же целью были отключены электронный компас и датчик давления. Была также залита самая свежая на тот момент прошивка версии 2.5. Использовался навигатор в таком режиме: постоянно включен, ведется запись трека, на стоянках и перекусах выключен, уровень подсветки - 50% с отключением через 15 секунд неактивности. Основной режим отображения - путевой компьютер, с периодическим переключением на просмотр растровой карты. Помимо записи треков, навигатор пару раз использовался для расчета длины участка маршрута по карте при выключенном GPS. Результат в таблице ниже.
Примечание по поводу остаточного заряда. Данные цифры взяты из показаний прибора, диапазон показан потому, что цифры эти колебались. При старте, как правило, показывается 100% заряда, затем он с некоторой скоростью снижается. Это, как я понял, частично зависит от температурного режима и характеристик самих батареек, а возможно, и от особенностей работы прибора. На реке в какой-то момент индикатор на странице спутников показывал 50% заряда, потом, когда прибор нагрелся от солнца - 75%. После этого на странице путевого компьютера было настроено отображение параметра Batterey Life, который дает более точное значение. На выброске при одном из включений при движении в автобусе, значение этого параметра примерно в течение получаса упало со 100% до 83%. Цифре в 83%, однако, я предпочитаю не верить, поэтому будем считать, что показатели находятся в указанном в таблице диапазоне. По результатам второго теста я могу сказать, что подсознательно ожидал много худших результатов в плане энергопотребления, поэтому взял запасной комплект литиевых батареек. Но он, к счастью, не понадобился - навигатор отработал около ожидаемых 15 часов и при этом у него еще вполне рабочие батарейки. Впрочем, из одного коротенького похода окончательных выводов я делать бы не стал, а статистики пока нет.
Часть 2. Работа с XMap GISПрограммное обеспечение XMap 6 GIS ProfessionalВ комплекте с навигатором поставляется программа Topo USA 7.0, которая предназначена для загрузки в навигатор карт и работы с точками, треками, маршрутами и т.п. Однако, с растровыми картами Topo USA может работать только в том случае, когда они специальным образом для использования в этой программе подготовлены. Самостоятельно подключать растровые карты Topo USA не умеет. Для этого предназначена другая программа - XMap GIS, её нужно приобретать отдельно. А т.к. основной целью приобретения навигатора была работа с растровыми картами, и XMap GIS была куплена, дальше буду рассматривать только её. Topo USA и XMap GIS имеют общее ядро и визуально отличаются друг от друга только количеством закладок. XMap GIS Professional, в свою очередь, является урезанной версией полнофункциональной GIS системы производства всё той же Delorme. Ограничения выражаются, главным образом, в отсутствии возможности создания и детального редактирования векторных GIS-слоев карт, набора форматов экспортируемых и импортируемых данных, количества точек, используемых при геопривязке растровых изображений. Инсталляция программы по большому счету не таит никаких подводных камней, но есть пара тонкостей.
Вообще говоря, программа существенным образом отличается от того, что предлагает для своих навигаторов Garmin (я имею в виду MapSource), поначалу несколько неинтуитивна в использовании, и имеет, как сейчас модно выражаться, не самую короткую learning curve. Однако, все это является следствием более богатых возможностей. Если в MapSource все, что можно делать - это работать с готовыми картами, то в XMap карты нужно делать самому. Поэтому придется разбираться со специфичной терминологией, учиться работать со слоями карт и т.д. И тому, кто к такому повороту событий не готов, а предпочитает путь "нашел карту - по-быстрому закачал в прибор", с продуктами от Delorme, наверное, лучше не связываться, потому, что для нашей страны готовых карт в природе нет. До кучи XMap еще и не блещет скоростью. Если быть до конца честным, софтина просто тормозная. Особенно это заметно при операциях с растром и подготовке данных для навигатора.
Небольшое введение в терминологию.В XMap существует понятие масштабных уровней (Zoom Levels). Есть 19 основных уровней, при этом XMap может отображать также семь промежуточных уровней (отображаются, например так: 10-1, 13-5 и т.п.), а в навигаторе, как было описано выше, доступны те же масштабные уровни, но без промежуточных. Имеется также понятие слоев данных, которые, собственно, и содержат картографический материал. Слои данных могут быть как растровыми так и векторными. Растровые слои могут содержать геопривязанные растры различных типов. В векторных могут находиться полигоны, линии, точки и т.п. Существуют также векторные GIS-слои, хранящиеся в базе данных. Для каждого слоя данных может быть указан диапазон масштабных уровней, при которых будет отображаться данный слой.
Подключение растровых картКак уже было отмечено выше, функция геопривязки в XMap несколько урезана функционально, к тому же мне по каким-то причинам так и не удалось заставить её нормально работать. Но расстраиваться рано, поскольку возможен импорт изображений, уже содержащих привязку. Для импорта доступны форматы GeoTIFF и MrSID, являющиеся одними из общепринятых стандартов для работы с растрами, содержащими привязку. Если у нас в наличии имеются файл в одном из этих форматов, то всё просто. А если нет? Большинство растровых карт, доступных в российском интернете имеют привязку в формате программы OZI Explorer. В этом же формате сохраняют привязку многие программы, предназначенные для выкачивания и склейки карт из различных онлайн-сервисов. К сожалению, этот формат XMap не понимает, поэтому здесь пригодится программа, которая сможет преобразовать эти файлы в нечто, понятное XMap. Я пользуюсь для этого GlobalMapper-ом. Он умеет не только изменять формат файла и преобразовывать геопривязку из одного формата в другой, но и конвертировать карты из одной проекции в другую. В принципе, можно обойтись вообще без OZI и даже начальную привязку делать в Global Mapper. Итак, порядок действий при подключении к XMap файлов с привязкой для OZI Explorer такой:
Ну что ж, после некоторых не сильно сложных манипуляций карты подключить удалось. В результате получилось примерно вот что:
Аналогичным же образом производится конвертация и подключение файлов, сгенерированных программами типа
Векторные Draw- и GIS- слоиДля работы с векторными объектами в XMap GIS существуют специальные типы слоев - Draw и GIS. Основная работа с Draw-слоями производится из соответствующей закладки, которая имеет два режима отображения - режим редактирования объектов и режим работы с файлами слоев. В Draw-слоях могут находится следующие объекты: дороги и тропы с роутингом, путевые точки, треки, полигоны, линии и метки. Для разных типов объектов существуют разные типы слоев.
Общие правила работы со слоями:
Инструменты создания векторных слоев
Примечание. Имена для объектов всех типов кроме путевых точек и меток можно задать после создания, из режима работы с файлами. Для перехода в режим работы с файлами нужно нажать кнопку File... в панели Draw. В этом режиме панель разделена на две части. В верхней находится список слоев, в нижней - содержимое текущего выбранного слоя. Здесь доступны: управление глобальной видимостью и порядком следования слоев, создание новых слоев, копирование данных между слоями и экспорт в GIS-слои. Здесь стоит обратить внимание на то, что установить диапазон масштабных уровней, на которых будет виден данный слой можно на закладке Map Data, но не на закладке Draw. Векторные слои могут быть не только созданы вручную, но и импортированы из внешних источников. Прежде всего это текстовые файлы определенного формата, в котором описаны различные типы векторных объектов. Формат описания на каждый тип объектов доступен на сайте Начиная с версии 6.2 в XMap Professional стали доступны расширенные инструменты работы с GIS-слоями. В отличие от Draw-слоев, GIS-слои не могут содержать треков, меток и путевых точек, а только полигоны, линии и точки. Данные GIS-слоев XMap хранит на сервере баз данных Microsoft SQL Server. В принципе, помимо векторных данных GIS-слои могут содержать любую информацию географического характера. Например, в комплекте с XMap поставляется пример использования GIS слоев для вывода информации по некоей статистике о населении разных штатов США. Но для подготовки таких данных нужна более мощная версия XMap (загрузка готовых данных, подготовленных в старших версиях возможна). В версии XMap Professional средства редактирования GIS слоев ограничены выбором стиля отображения и вида надписи для объектов этого слоя. Операции выполняются над всеми объектами слоя, индивидуальная тонкая настройка отдельных объектов внутри слоя невозможна. Также отсутствует векторный редактор для GIS-слоев. В принципе, для большинства случаев достаточно и имеющихся средств - объекты разного класса просто нужно располагать в разных слоях, а рисовать объекты вполне можно в Draw-слоях, а затем импортировать в GIS. Тем не менее, использование GIS-слоев удобно тем, что данные хранятся не в файлах, а централизованно в БД, а также тем, что настройки, отображения более тонкие, чем в Draw-слоях, хотя и применяются ко всем объектам слоя сразу. Импорт векторных картПрежде всего стоит оговориться, что полноценный импорт векторных данных из форматов, предназначенных для персональных навигаторов невозможен. Во всяком случае, в версии XMap Professional. Это связано с тем, что набор типов данных в векторных слоях весьма ограничен. Также невозможно создание POI (Point Of Interest). Но даже в таком, ограниченном, варианте векторные данные могут быть весьма полезны. В тонкости работы конкретных программ я вдаваться не буду. Для понимания процесса, описанного ниже необходимо умение работать с редактором векторных карт Итак, допустим, у нас есть некая векторная карта, имеющая исходники в польском формате и мы хотим импортировать её в XMap. Детали процесса могут различаться, всё завист от индивидуальных предпочтений. Я опишу это так, как делал сам. Общий принцип такой - сначала разделяем карту на части по типам объектов, затем делаем экспорт в формат ESRI Shape, а потом либо импортируем непосредственно шейпфайлы в GIS-слои либо конвертируем их в текстовый формат и импортируем в Draw слои.
Подготовка и загрузка картографического материала в навигаторПри подготовке данных для заливки в навигатор нужно знать и помнить про следующие моменты:
Ну что ж, попробуем. Переходим на закладку Handheld Export. Слева видим настройки сетки для выделения областей, справа панель с подсказкой по действиям. Жмем кнопку Select/Edit, выбираем кусок карты, и видим в подсказке безрадостную надпись, гласящую, что пакет не может быть сохранен, т.к. набор данных слишком большой. Методом «в лоб» задача не решилась. Что ж, последуем совету, который дает XMap - будем оптимизировать. Попробуем уменьшить количество доступных масштабных уровней для данных, которые будут включены в пакет. Открываем диалог Options, в котором видим список типов данных, рядом с каждым из них – галочка, указывающая, будет ли включен конкретный тип данных в пакет а также ползунки, определяющие диапазон масштабных уровней. Последние чем-то похожи по смыслу на те, которыми настраивается видимость различных слоев данных и обе настройки влияют на конечный результат. То есть если какой-то слой виден на уровнях от 10 до 17, а для экспорта указана генерация уровней с 9 по 15, данный конкретный слой будет виден в навигаторе на масштабных уровнях с 10 по 15. Какие цифры выбирать, например, для конкретных растров, зависит от самих растров – их типа (топокарты, спутниковые снимки и т.д.), разрешения, качества картинки. Для того, чтобы определиться проще всего закачать один фрагмент в навигатор, и посмотреть, при каких значениях карта будет выглядеть приемлемо. Для растровых карт, рассматриваемых в примере выше, оказалось достаточно уровней с 9 по 13. При меньших размерах на топокарте уже ничего не разглядеть, а большие уже ни к чему. Итак, для типа данных User Raster Data ставим ползунки Zoom Range в значения 9 и 13, жмем OK и видим, что предупреждение исчезло, XMap с нами согласился. В поле ввода озаглавленное Save your Map for Exchange вписываем наименование пакета, оно будет видно в меню навигатора, затем жмем кнопку Save. Теперь можно идти заниматься чем-нибудь ещё – XMap будет очень долго скрипеть мозгами генерируя данные пакетов (для карт с большим числом векторных объектов процесс может легко затянуться на пару часов). Но и здесь иногда может ждать засада. В какой-то момент при работе может возникнуть такое сообщение: «The geographic area of the map package is too large for the specified export settings. Adjust the export mag ranges and try the export operation again». Это значит, что мы опять наткнулись на ограничения по размеру пакета. В этом случае, если не хочется уменьшать количество масштабных слоев, можно попробовать создать несколько пакетов, каждый из которых будет покрывать часть необходимой области. Итак, мы сформировали один или несколько пакетов, предназначенных для загрузки в навигатор (файлы пакетов XMap складывает в каталог Мои документы\DeLorme Docs\Mobile Maps). Теперь приступим к собственно загрузке. Жмем кнопку Exchage и открываем диалог обмена данными. Слева список пакетов, которые хранятся на жестком диске, справа, пакеты в навигаторе. Выбираем нужный пакет, жмем Send и ждем пока закончится загрузка. Собственно, это всё. Можно смотреть карту в навигаторе. Для ускорения загрузки данных в навигатор можно просто вынуть из него карту памяти, вставить её в картридер и в диалоге экспорта вместо навигатора выбрать карту памяти. А можно любой программой скопировать нужные файлы на карточку. Ниже приведедны скриншоты с экрана навигатора с различными типами карт. Красные линии - треки, записанные в прошлом году в Якутии.
ЗаключениеНу что ж, я надеюсь, что для общего ознакомления с Earthmate PN-40 и программного обеспечения всего, что написано выше, хватит. Если спросить меня лично, получил ли я то, что ожидал от этого прибора, то я отвечу однозначно - да. И даже немного больше, чем предполагал получить. Скорее всего не все плюсы и минусы выявлены, не все глюки повылезали за то короткое время, которое навигатор находится у меня. На всё это нужно больше времени. Возможно, кому-то этот текст поможет принять решение при выборе навигатора и покупка уже не будет выглядеть приобретением кота в мешке. Тем, кто захочет заказать себе такой же навигатор, дам совет - сразу заказывать XMap GIS в комплекте с навигатором, а не надеяться, по вечной нашей привычке, найти софт ворованным. Не найдете, просто потеряете время и потом всё равно придется заказывать отдельно. Да, еще. В последние пару недель поползли
Ссылки
Алексей Вуколов aka Vuk 11 мая 2009 г. |
|
Лента | Форумы | Клуб | Регистрация | События | Слеты | Маршруты (Хронобаза) | Фото | Хроноальбом | Видео | Радио Статьи | Лодки | Турснаряжение | Тексты | Отчеты | База треков | Творчество | Марфа Московская | Марфа - рассказы | Заброска | Пойду в поход! | Карты | Интерактивная карта | Погодная карта | Ссылки | Поиск | Реклама | База | |